Проектирование

Февраль 12, 2012
|

Надеемся, мы не «откроем Америку», если скажем, что разработка сайтов давно уже перестала быть услугой из разряда «заказал, получил, заплатил». Процесс создания сайта требует настолько тесного взаимодействия сторон, что не сразу можно определить, кому больше досталось — исполнителю или заказчику.

Хороший сайт должен быть хоть кому-то интересен. Нынешнее поколение сайтостроителей способно реализовать почти любую идею, используя стиль оформления, особенности веб-интерфейса, возможности программирования. Но ничто не может вдохнуть в эту сумму технологий жизнь, если ее там не было.

Интересным сайт делает — человеческий фактор. Он почти всегда проявляется при общении и взаимодействии заказчика и разработчика. Мы проектируем сайт для того, чтобы дать разумную свободу человеческому фактору, а не исключить его.



«В рамках проекта, у нас общие задачи и мы условились о методах их решения», — достаточно очевидная формула, о которой должен помнить каждый участник проекта, как со стороны заказчика, так со стороны разработчика.

Рамки проекта, задачи, методы решения, а также, степень доверия участников к «формуле» выясняются в процессе проектирования.

Сколько можно проектировать? Сколько можно — проектировать!

Проектирование сайта — процесс. Сложный, продолжительный, с остановками и частыми сомнениями в уже найденном. Терпение и внимание — прежде всего.

О чем это мы

Пожалуй, самое важное при проектировании сайта — понимание сторон, о чем идет речь.

Заказчик — профессионал в своем деле, то что у него возникла необходимость в сайте — тому подтверждение. Разработчик, которого выбрал заказчик-профессионал — обязан быть профессионалом, особенно при объяснении того, что он предлагает, и как это согласуется с интересами заказчика.

Для того чтобы заказчику был понятен ход наших мыслей, мы используем тестовую модель сайта.

*ссылки нажимаются

Тестовая модель (ТМ) — макет будущего сайта, включающий в себя основные, а также, проблемные элементы его структуры, функционала и информационного содержания. Проще говоря, это и есть тот самый сайт, который должен в итоге получиться, представленный схематично, без графики, без автоматики, сопровождаемый словами: здесь мы напишем, а здесь мы нарисуем, а вот тут у нас будет работать модуль.

Наш заказчик всегда имеет возможность влиять на то, каким будет его сайт. Это его право. Глядя на тестовую модель, этим правом очень легко воспользоваться.

Запишем чтобы не забыть

Результат проектирования сайта — проектная документация. Цель-минимум проектной документации: обозначить границы проекта, сформулировать задачи, указать методы решения. Цель-максимум — подробно изложить все требования к будущему сайту в наиболее универсальной форме, понятной как заказчику, так и любому разработчику.

Наша проектная документация это: техническое задание и прототип.

0.00 Б

Техническое задание (ТЗ) содержит ряд основных принципов построения проектируемого сайта, от общей концепции, до комплекта поставки и порядка ввода в эксплуатацию. Особое внимание в нем уделяется структуре будущего сайта, необходимым программным модулям, а также требованиям и стандартам к отдельным видам работ. ТЗ служит руководством при построении сайта для проект-менеджеров (руководителей проекта), веб-технологов и программистов.

0.00 Б

Прототип — это комплект блок-схем страниц, взятых из согласованной тестовой модели, с пояснениями и спецификацией. Также, прототип содержит условную классификацию всех шаблонов сайта, и основные принципы их построения. Прототип значительно повышает эффективность работы дизайнеров и веб-технологов.


Зачем и для кого

Справедливо, что заказчика больше интересует не процесс, а результат. Зачем надо было тратить так много времени и сил участников проекта, и с той, и с другой стороны, на эти выкладки, таблицы и схемы?

На наш взгляд, очевидные преимущества наличия проектной документации на сайт:

  • ТЗ и прототип дают исчерпывающее представление о концепции сайта, его основных задачах, сверх-задачах, а также способах их решения. Повторимся, так как это самое важное.

  • Проектная документация на руках у заказчика делает его независимым от компании-разработчика в том смысле, что практически на любом этапе постройки, можно обратиться в другую компанию для получения альтернативной консультации или даже, для смены подрядчика. У нас есть примеры, когда по нашей документации, сайт строила другая компания.

  • С помощью проектной документации заказчик может без труда контролировать объем и качество выполняемых работ. Техническое задание и прототип очень помогают на этапе сдачи-приемки для разрешения спорных моментов. Достаточно посмотреть, что планировалось, и что в итоге получилось. Мы оформляем ТЗ и прототип как обязательные приложения к договору разработки.

  • Время, потраченное на проектирование, с лихвой окупается при построении сайта. Удается свести к минимуму количество «подводных камней» и непредвиденных задержек за счет максимальной согласованности действий в команде как на стороне разработчика, так и заказчика. На нашей памяти был достаточно сложный сайт который проектировался почти 3 месяца, а построен был — за 3 недели.

  • Та сумма, что платится за проектирование сайта, намного меньше суммы расходов на доработки, доделки и, всякого рода, «пожарные случаи» при разработке сайта «на глаз», а, точнее, «в слепую». Кроме того, никто не сможет поручиться, что «сайт в слепую» не придется полностью переделывать уже через пол-года после старта, а может быть — еще до старта. Примеров, к сожалению, слишком много.

  • Как мы уже намекнули в самом начале, заказчику вряд ли удаться избежать активного участия в проекте. С проектной документацией это участие становится эффективным и интересным.

Так что, намного лучше с ней, чем без нее. А в некоторых случаях без нее — вообще никак.

Автор записи: Александр Ефременко

  • Благодарный Читатель

    Замечательная статья: правильная, содержательная, интересная и доходчивая. Благодарю-с!

  • Кудайбергенов Данияр

    Здравствуйте! Сколько приблизительно времени вы отводите на прототипирование в процентном соотношении к общему времени проекта?

Twitter Facebook Flickr